Облака

Попытка сделать краткий и популярный обзор плюсов и минусов облачных технологий. 

Mobirise

Я решил начать этот обзор несколько неожиданно: с воспоминаний. Ведь интересный факт: в середине 2000-х сама мысль хранить данные компании где-то не в локальной сети казалась руководителям нелепой, а некоторым даже внушала ужас! "Как же так - вопрошали они строго - ведь доступ к моим супермегасверхсекретным данным будет иметь невесть кто?! Этого нельзя допустить!!!"

Прошло 10 лет, и мы наблюдаем другую картину: многие даже не знают, где именно хранятся данные, а уж про то, кто имеет к ним доступ, и вовсе не задумываются. А зря...

Ситуация, конечно, непростая. С одной стороны, понять руководителей можно: собственная ИТ инфраструктура обходится дорого. К тому же, приятно иметь фигу в кармане супротив день ото дня звереющего государства и его верных служащих: изымать виртуальные машины из какой-нибудь Германии куда сложнее, чем из офиса.

С другой стороны, слепое следование тренду и техническая неграмотность способны довести не только до парадокса, но и до немалых финансовых потерь. А этого мы своим заказчикам позволить никак не можем!

Начнём с определений!

Облако - это некоторое количество серверов, расположенных где-то далеко, сисадмины пользуются термином "удалённо". 

Сервера предоставляют сервисы - собственно, то, с чем Вы работаете. Это может быть доступ к сайту (в этом случае мы говорим о хостинг провайдере), может быть организация работы сотрудников в 1С, может быть просто хранилище документов (a-la Dropbox) или видео (облачная система видеонаблюдения), может быть почта - всё это и ещё сотни вариантов.

Пока хватит.

И что с этим делать?

Работая с облаком, Вы работаете только с сервисом, нисколечко не заботясь о том, как эти сервисы организованы у людей, предоставляющих Вам облачные услуги. Вы не покупаете сервера, не строите для них помещения и сетевую инфраструктуру, не заморачиваетесь с лицензированием, не кормите сисадмина. Но за эти прелести Вы платите тем, что Вы понятия не имеете, где лежат и куда могут быть скопированы Ваши данные, кто имеет к ним доступ. При этом Вы не только лишаетесь права единолично управлять этими данными, но также лишаетесь возможности проанализировать происходящие с ними процессы.

Приведу аналогию: отдавая автомобиль в автосервис и оставляя его там на несколько дней Вы не можете знать, что именно там с ним делают. Скорей всего, делают что надо и за что Вы заплатили, но случается разное. Вплоть до того, что пьяный механик взял машинку покататься и утопил нечаянно в пруду.
Вы также не в состоянии проконтролировать качество проведённых работ: завели машину, выехали, ничего не отваливается - и ладно. А если что-то таки отвалится через 50км, администрация сервиса всегда сможет придумать 300 причин для оправдания. 

Но есть и отличия...

Интернет - штука посложней любого автомобиля, поэтому приведённая выше аналогия иллюстрирует ситуацию с облаками не полностью. А именно, не стоит забывать, что работа через интернет накладывает дополнительные ограничения по скорости и по надёжности. Рассмотрим их поподробнее:

Скорость. Несмотря на повсеместное распространение широкополосного доступа, скорости интернета далеко не так велики, как скорости работы локальной сети. Не стоит также забывать, что многочисленные "интернетометры" оценивают скорость не то чтобы неправильно, но выдаваемая ими картинка является неполной. Например то, что более чем достаточно для хранения файлов, может оказаться недостаточным для IP телефонии.

Надёжность. Понятно, что специализированный центр обработки данных, в котором располагаются облачные сервера, имеет куда большую надёжность, чем полка в кладовке, где раньше стоял Ваш сервер. Но ЦОДом мир не ограничивается: для работы с ним Вам нужен интернет! И если во времена сервера-в-кладовке отключение интернета было досадной неприятностью, которая, однако, не особо влияла на продажи и бизнес в целом, то во времена облаков отсутствие интернета становится катастрофой! Ни посмотреть наличие и цену товара, ни выписать документы, ни позвонить - полнейшая изоляция.

Не остаётся в стороне и политика. Увлёкшись борьбой с Телеграмом, Роскомнадзор от души блокирует заграничные облачные сервисы: Google, Hetzner, Amazon, Microsoft... А ведь многие люди сознательно арендовали облачное пространство именно у этих провайдеров, за границей, в надежде, что уж там-то точно ничего плохого с данными не случится. Надежда сыграла с ними злую шутку.

И ведь кто знает, что и как соберутся блокировать в следующий раз?!

А ещё - понятность!

Когда сервер жужжит себе в кладовке - всё очевидно. Лампочки мигают - значит жив. А если не жив - есть сисадмин, который под пытками, но таки скажет, что случилось и когда можно ожидать возобновления работы. 

Когда сервер невесть где - непонятного больше. Вы, разумеется, звоните в техподдержку, которая вежливо и однообразно уведомляет Вас об аварии, последствия которой в данный момент изо всех сил устраняются. Чем в действительности заняты специалисты облака, Вы по понятным причинам никогда не узнаете. Бывает так, что они просто пошли за пивом.
На вопрос о сроках поддержка молчит, как партизан: они действительно не знают, что происходит, рычать на них и призывать кары небесные бесполезно. Чаще всего они тоже "облако" - обычные "попки" на телефоне, аутсорс где-нибудь в российской глубинке, где подешевле.

И ещё один момент о понятности - доступ к инфраструктуре и логам. 

Логи - это журнал системы, куда она записывает всё происходящее. У каждого сервера масса логов, их в режиме реального времени создают аппаратные средства, операционная система, установленное ПО. Анализ любой неисправности начинается с анализа логов.

Ещё больше непонятного! Без логов в проблеме бывает попросту невозможно разобраться. Приведу пример: одна организация расположила в облаке свой колл-центр. Облако это очень известное, давно работающее и уважаемое всеми (и мной в том числе), специализирующееся именно на VOIP телефонии. 

Периодически в колл-центре наступала тишина: переставали приходить звонки. А у звонящих длинные гудки: никто не берёт трубку. 
Технические специалисты бились с этой проблемой 2 месяца, перепробовано было всё, что только можно. Основная проблема заключалась в том, что этот самый VOIP провайдер не предоставляет доступа к логам! Не потому что он плохой, для него это просто технически неосуществимо. Так же в точности, как технически неосуществимо решить нестандартную проблему без доступа к логам. 

Сколько клиентов так потеряно? Даже этого невозможно подсчитать.

Как всё оказывается сложно, а-а-а, что делать?!

Прежде всего - понять, что универсальных решений не бывает!  Выигрывая в чём-то одном, всегда проигрываешь в другом. Шаблонные решения хороши для шаблонных ситуаций. Практика показывает, что таких немного.

И всё-таки попробую привести несколько примеров.

  • Организация системы видеонаблюдения торгового зала.  Разумеется, нам бы очень не хотелось, чтобы злоумышленники забрали себе не только то, за чем явились, но и наш совсем не дешёвый сервер видеонаблюдения со всем архивом записей. Поэтому логично предположить, что в данном примере облачный сервер видеонаблюдения будет идеальным решением.
  • Организация работы в 1С. Тут ситуация уже далеко не столь однозначна, нужно вникать в детали и оценивать риски. К примеру, если планируется работа с нестандартными конфигурациями, то от облака стоит отказываться сразу: поддержка будет стоить крайне дорого. Не всегда гладко у облаков идёт работа с кассовым оборудованием и т.п. Универсальный рецепт такой: для простых конфигураций и не шибко критичного доступа - в принципе, можно. Для чуть посложнее уже лучше заводить свою собственную систему.
  • Автоматизация ресторана. Тут мы, в большинстве случаев, имеем дело с ПО под названием R-Keeper и Storehouse, которое не нуждается в постоянном контакте с сервером. В связи с этим здесь спокойно можно рекомендовать облако в качестве максимально удобного и надёжного решения.
  • Хранение файлов. Тут также много нюансов: что именно предполагается хранить, каковы объёмы, какая нужна скорость доступа. Моё мнение таково: я строго не рекомендую хранить в облаке конфиденциальную информацию (опасно) и большие объёмы данных (медленно и дорого). А вот для разной никому не интересной ерунды облако подходит в самый раз!

Тем, кто дочитал до конца

В конечном итоге, облако хорошо для небольших компаний, стартапов, не критических и не конфиденциальных стандартных задач. Просто, недорого, если бизнес не взлетел - не жалко бросить.
Как только появляется понимание того, что бизнес встал на ноги, что это всерьёз и надолго; как только начинает расти количество сотрудников; как только появляются какие-то критически важные данные и сервисы - с облаками пора завязывать
Причём хочу особо подчеркнуть, что это международная практика: малый бизнес за рубежом готов платить за собственную ИТ инфраструктуру. При том, что уровень сервиса облачных провайдеров у них выше, скорости интернета быстрее, а стоимость владения собственным ИТ сильно больше - это наводит на размышления.
© 2019 Пашкиров Олег Викторович

Контакты:

Email: riy@yandex.ru                     
Skype: Варган Шаманов                

This web page was designed with Mobirise